Когнитивные особенности у детей с моторными нарушениями: клинические, поведенческие и нейрофизиологические корреляты
В рамках этого совместного междисциплинарного проекта Центр нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ (Москва) и Клиника артрогрипоза Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера (г. Пушкин, Санкт-Петербург) выполнили в 2021 году большой объем совместных работ.
1. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, накладывающую существенные ограничения на доступ на территорию НИИ Г.И.Турнера и НИУ ВШЭ, за отчетный период нами были собраны мультимодальные данные о когнитивном развитии 72 пациентов, В НИУ ВШЭ были зарегистрированы МЭГ-отклики мозговой активности 27 здоровых детей и ЭЭГ- отклики 15 детей (последние записи проводились дважды, что суммируется в 30 исследований). Дети из МЭГ-группы также проходили МРТ обследование. Структурное МРТ картирование также прошли 16 детей с моторными нарушениями.
2. Благодаря анализу данных, записанных на МЭГ для взрослых здоровых испытуемых, были получены результаты, указывающие на то, что нейрональные паттерны обработки слухоречевых стимулов отличаются по амплитуде и латерализации в зависимости от типа содержащейся в стимулах информации: связанной с движениями или абстрактными действиями. Предварительные результаты этой работы представлены на конференции IOP 2021 –20th World Congress of Psychophysiology of the International Organization of Psychophysiology (опубликовано в International Journal of Psychophysiology: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0167876021006425?via%3Dihub). Основные результаты готовятся в формате статьи для публикации.
3. Дополнительно сотрудниками НИУ ВШЭ исследована возможность использовать парадигму негативности рассогласования в соматосенсорной модальности. Исследование проведено в контрольной группе здоровых взрослых испытуемых, в которой были получены вызванные ответы на предъявление электрического раздражения различных пальцев рук. Результаты опубликованы (https://journals.eco-vector.com/turner/issue/viewIssue/3861/765).
4. В ходе записи ЭЭГ-парадигмы испытуемым также давалось задание, в котором детям (здоровым и с двигательными нарушениями) предъявлялись реалистичные видеостимулы, ответы на которые анализировались с помощью современного подхода к анализу нейрональных данных – межиндивидуальных корреляций (Intersubject correlations, ISC). Результаты анализа, выполненного в этом году, указывают на различия нейрональных паттернов обработки подобной информации между группами здоровых детей и детей с двигательными нарушениями. Результаты представлены на конференции Organization of Psychophysiology (опубликовано в International Journal of Psychophysiology: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0167876021007820), а также поданы в виде статьи в журнал Q1 (находятся на рецензии).
5. На базе материала, собранного сотрудниками НИИ Г.И. Турнера, проведен сравнительный анализ когнитивных навыков у больных и здоровых детей на основании психологического тестирования. Обнаружена разница в слуховой и визуальной памяти, которая отчетливо проявлялась в возрасте 8-10 лет, что, возможно, требует пересмотра образовательных программ для детей с моторными расстройствами. Совместным коллективом подана и принята в печать статья в журнал Brain Sciences (https://www.mdpi.com/2076-3425/11/12/1650/htm).
6. Также мы оценили возможности картирования проксимальных мышц у больных артрогрипозом и здоровых детей (МЭГ/ЭЭГ исследования). Были проведены исследования возможности картирования проксимальных мышц. Исследования были проведены на 4х пациентах (больных артрогрипозом) и 4х здоровых детях. Была показана возможность селективной оценки активности связанной со сгибанием руки. Причем было показано, что паттерн активации у больных и здоровых детях отличается во временной и пространственных шкалах. Принята совместная статья в журнал (https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fped.2021.626734/full).
На следующем этапе мы планируем собрать данные об особенностях порождения речи у здоровых детей и детей с двигательными нарушениями. А также перейти к составлению комплексных профилей для различных исследуемых групп (с учетом возраста и клинического статуса), которые будут учитывать все вышеперечисленные особенности и на основании этих профилей можно будет производить более глубокое сравнение исследуемых групп, искать фундаментальные связи между моторными речевыми процессами, а также влияние на эти связи моторных нарушений, таких как артрогрипоз.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.