• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Межкампусный проект «Нейроэкономика потребительского поведения»

Проект «Нейроэкономика потребительского поведения» направлен на изучение роли префронтальной коры (в частности, орбитофронтальной коры и ее связей с дорсолатеральной префронтальной корой) в обработке гедонистической информации и информации о вознаграждении как компонентов принятия потребительских решений. Недавние исследования показали, что орбитофронтальная кора человека — очень гетерогенная область мозга, которая выполняет множество различных функций. В частности, было обнаружено, что орбитофронтальная кора человека представляет не только ценность вознаграждения и ожидаемую ценность вознаграждения от продуктов и других подкреплений, но и их субъективную приятность. Эта связь с субъективной гедонистической обработкой может стать основой для дальнейшего изучения систем мозга, участвующих в сознательном переживании удовольствия и вознаграждения, и, как таковая, предложить уникальный метод изучения гедонистического человеческого опыта.

Задачи проекта включают изучение нейрональных коррелят орбитофронтальной коры в ответ на потребление глюкозы, изучение их связи с профилями других показателей предпочтения сладкого вкуса (в частности, по тесту Кампова-Полевого), а также показателями межвренного дисконтирования как предиктора зависимости от сахара. Также в проекте будут изучены мозговые механизмы готовности покупать продукты здорового питания, а также роль вкусовых предпочтений в потребительских решениях.

 

Задачи научного исследования на 2024 год:

 

1) Изучить с помощью функциональной ближней инфракрасной спектроскопии (БИКС) нейрональные корреляты орбитофронтальной коры в ответ на потребление глюкозы с целью определения базового нейронального ответа: является ли активация данной области пропорциональной объему полученного стимула или зависит колоколообразно (собственно гедонистический ответ).

Год 2 (2024): Получение данных с помощью ближней инфракрасной спектроскопии (БИКС) на основной выборке респондентов (25 человек). Обработка полученных поведенческих и физиологических результатов. Построение модели взаимосвязи эксплицитного ответа и гемодинамических изменений в области интереса. 

На основе полученных данных провести моделирование аспектов принятия решения и соотнести их с динамикой гемодинамического ответа на разные степени сладкого вкуса и поведенческой реакцией (гедонистическим ответом). 

2) Изучить связь нейрональных коррелят орбитофронтальной и дорсолатеральной префронтальной коры и профилей объективных показателей зависимости от сладкого (по тесту Кампова-Полевого) как предикторов временного дисконтирования и импульсивности в межвременном и рискованном выборе.

Год 2 (2024): Провести эксперимент с использованием теста Кампова-Полевого для установления связи между чувствительностью к вознаграждению и рисковыми и межвременными предпочтениями. 

Кампов-Полевой и его коллеги (2006) разработали опросник сладкого вкуса, который оценивает отношение к потреблению сладостей, для последующего  соотнесения со способностью человека подавлять негативный аффект и нарушением контроля над употреблением сладостей, и обнаружили, что пристрастие к сладкому (определяемое лабораторной оценкой предпочтения очень сладких продуктов, подготовленных с учетом разной молярности растворов сахарозы) было тесно связано с обоими этими факторами. Таким образом, представляется перспективным углубляться в дальнейшей изучение нарушений контроля поведения (оттормаживания непосредственной реакции на примере импульсивности и предпочтения награды «здесь и сейчас» в межвременном выборе) и показателей зависимости от сладкого.

3) Изучить с помощью функциональной ближней инфракрасной спектроскопии (БИКС) мозговые механизмы готовности покупать продукты здорового питания, оценить влияние вкусовых предпочтений на готовность покупать продукты здорового питания.

Год 2 (2024): Изучить мультисенсорное восприятие продуктов здорового питания. В рамках данного исследования будут исследованы различные модальности оценки продуктов питания (текстура, запах) в дополнение к классической зрительной модальности (оценке упаковки, внешнего вида) для определения сочетания факторов, повышающих готовность покупать продукты здорового питания.