• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От исследования к продукту: как коммерциализировать нейронауку

Стратегическая сессия Института когнитивных нейронаук ВШЭ помогла ученым определить пути коммерциализации своих научных разработок. На мероприятии участники искали способы трансформации передовых исследований в востребованные рынком продукты и услуги, привлекательные для бизнеса.

От исследования к продукту: как коммерциализировать нейронауку

Когнитивные нейронауки помогают нам разобраться в работе человеческого мозга, изучить его функционирование в различных условиях и при решении разнообразных задач. Эта захватывающая и перспективная область не только позволяет лучше понять реальность, но и открывает путь к повышению качества нашей жизни. Однако в современном мире научная деятельность уже не ограничивается лишь фундаментальными исследованиями, публикациями и конференциями. Все чаще возникает потребность в создании инновационных проектных решений и продуктов, способных привлечь интерес бизнес-партнеров и коммерческих структур. Именно этому вопросу была посвящена Стратегическая сессия Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ (ИКН), состоявшаяся 28 мая 2024 года в конгресс-отеле в Подмосковье. 

Сотрудники ИКН провели целый день в загородном отеле, обсуждая достижения Института и общаясь с представителями Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий НИУ ВШЭ. В ходе тренинга "6 шагов от исследования к продукту" они поделились действенными стратегиями превращения результатов исследований в успешные коммерческие проекты. Участники обсудили различные модели реализации бизнес-продуктов и сферы применения нейротехнологий в современном мире.

Ключевым этапом мероприятия стала работа в проектных командах над актуальным кейсом – разработкой инновационной системы мониторинга когнитивного состояния работников, в деятельности которых необходима высокая концентрация внимания. Одна группа создавала концепцию продукта, вторая думала над стратегией коммуникации с заказчиком и потенциальными инвесторами, третья прорабатывала бизнес-модель будущего проекта. Коммерческим решением команд стала комплексная система, включающая окулографию, Face-Reader (программа для считывания эмоций) и ЭЭГ, позволяющее отслеживать уровень концентрации человека в процессе работы. Также участники предложили серию тренажеров и дистракторов с элементами искусственного интеллекта в случае детекции сонливости или рассеянности внимания. 

 

"Увлекательные лекции, работа в командах над реальным кейсом, общение с экспертами по коммерциализации – все это расширило мой профессиональный кругозор. Я поняла, насколько велик потенциал внедрения наших разработок в различные области – от транспорта до образования" - Элиана Монахова, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ

После дискуссий о коммерциализации научных разработок участникам представили две мини-лекции. Первая была посвящена грамотному хранению нейрофизиологических данных с помощью программного обеспечения OpenNeuro. На второй лекции Вадим Булгаков, руководитель Лаборатории искусственного интеллекта Школы дизайна ВШЭ, поделился секретами применения ИИ для создания стимульных картинок и постеров для конференций. Кульминацией мероприятия стала знаменитая интеллектуальная игра “Что?Где?Когда?” Азарт участников разгорался с каждым новым вопросом, ведь на кону был главный приз – увлекательный квест для всех участников команды.

Стратегическая сессия ИКН стала хорошей площадкой для обмена опытом, получения новых знаний и выработки свежих идей по коммерциализации научных разработок в перспективной области когнитивных нейронаук. Сотрудники считают, что  подобные мероприятия помогают укрепить связи между наукой, бизнесом и обществом.